• В начало • О фонде  • Партнеры • Контакты • Программы Фонда 
Проект «молодежь в городе – учимся быть полезными!»

Мастер-классы, проведенные в рамках проекта «Молодежь в городе: учимся быть полезными!»

В рамках проекта   «Молодежь в городе: учимся быть полезными!», который стал одним из победителей   столичного Конкурса общественно значимых проектов,  в июне 2006 г. в Московском Доме Общественных Организаций прошла  серия мастер-классов для московских педагогов, воспитателей, руководителей школьных и молодежных кружков и клубов.

Мастер-классы проводили руководители лучших эколого-социальных проектов для школьников и молодежи, выполненных в регионах России в рамках международной Программы РОЛЛ.

Цель мастер-классов заключалась в  передаче опыта инновационных технологий вовлечения молодежи в жизнь города, в общественно-полезную деятельность  эколого- социальной направленности.

«Маленький человечек идет по тропинке. Чудесная бабочка села ему на плечо... Остановись! Не проходи мимо прекрасного! Экологические проблемы, которых становится все больше и больше, не разрешить без воспитания человека многогранного, понимающего и любящего природу, свой дом, род. Вы помогаете педагогам воспитать не пассивного созерцателя, а человека с активной жизненной позицией, умеющего жить в гармонии с окружающим миром…»
Это лишь один из отзывов в адрес авторов и преподавателей мастер-классов.

Представители московских школ, колледжей, природных парков, детских центров из разных районов Москвы, музеев, городских СМИ прошли обучение и повысили свою эколого-педагогическую квалификацию. По результатам мастер-классов планируется разработка и реализация мини-проектов для образовательных учреждений г.Москвы, работающих со школьниками и молодежью, где подростки будут иметь возможность участвовать в проектах по сохранению природы города, изучению традиционной технологии природопользования.
В частности, в августе-сентябре  участники  мастер-классов  из Государственного Дарвиновского музея, некоммерческого партнерства «Долина реки Куркино»,  школ Москвы №№520, 940, 34 , 173 уже запланировали использование методик обучения школьников и молодежи в своей работе.
Методические материалы и полученные навыки будут использованы ими в процессе работы с детьми  - на экскурсиях, при  разработке экологических троп, на семинарах, на уроках экологии, в работе естественно-научных кружков.

Планы проведения  и материалы мастер-классов.

Мастер-класс №1.-20 июня (10-00 -17-00)
Тема: "Познание природы должно быть пронизано творчеством и радостью!" Опыт внедрения комплексной междисциплинарной программы развития чувственно-эмоционального и патриотического развития детей (5-15 лет)(этно-, природо-терапия)».
Ведущая: Шпотова Т. В. - к.х.н., директор Центра экологического образования, г. Обнинск.

План мастер-класса –  "Познание природы должно быть пронизано творчеством и радостью!"

Ведущая: Шпотова Татьяна Викторовна
Организация: ОО Центр экологического образования (г.Обнинск)
20.06.2006-06-16

Коммуникативные игры и демонстрация начала всех занятий с детьми

Рассказ об интеграции и "правилах" составления интегрированных
программ. Пример интегрированной программы "Дом" для работы с детьми
младшего и среднего школьного возраста.

Виды деятельности, предусмотренные программой "Дом": живопись,
лепка, чтение сказок, сценическое движение и сценическая речь,
театральная постановка, программа по экологии, написание рефератов,
Фестиваль сказок, конференция.

Материалы мастер-класса:

Методические материалы по интегрированной программе для работы с детьми младшего школьного возраста. Шпотова Т.В.

Мастер-класс №2.- 27 июня (10-00 -17-00)
Тема: Детское движение - Друзья Парков - вовлечение молодежи в природоохранную работу в зеленых зонах Москвы, пропаганду сохранения живой природы в черте города.
Ведущие: Книжникова Е. Б. – координатор Московской программы Эколого - просветительского Центра «Заповедники», Севрук Юлия - координатор Московской программы Эколого - просветительского Центра «Заповедники».

План мастер-класса   «Детское движение «Друзья заповедных островов» - вовлечение молодежи в природоохранную работу на московских особо охраняемых территориях и других зеленых островках, пропаганда сохранения живой природы в черте города и за его чертой.

Ведущие: Книжникова Елена Борисовна – координатор программы развития Движения «Друзей заповедных островов» Эколого-просветительского Центра «Заповедники»;
Севрук Юлия Андреевна – координатор московской программы Эколого-просветительского Центра «Заповедники»

       Знакомство
Компьютерная презентация «Друзья заповедных островов»
Как организовать детское движение (рассказ ведущего)
Создание инициативной группы
Планирование работы Группы Друзей ООПТ
Работа с ООПТ г. Москвы
Использование в работе программы учебного модуля «Мир заповедной природы»
Работа с ООПТ г. Москвы (анализ имеющегося у участников мастер-класса опыта,  обмен опытом)
Какие виды сотрудничества с ООПТ возможны: организация городских экологических лагерей; социологические исследования на ООПТ; проведение экологических акций; экологические спектакли; работа со СМИ; (рассказ ведущего)
Разработка участниками мастер-класса мини-проектов.
организация городских экологических лагерей
социологические исследования на ООПТ
проведение экологических акций
экологические спектакли
работа со СМИ
Участники могут предложить свою тему для мини-проекта
Презентация участниками своих мини-проектов
Заключительное слово ведущего

Материалы мастер-класса:

Настольная книга Друзей Заповедных островов.
Настольная книга ч.1 | Настольная книга ч.2 | Настольная книга ч.3 | Настольная книга ч.4

Программа "Мир заповедной природы"

Мастер-класс №3.- 28 июня (10-00-17-00)
Тема: «Экологическое Содружество» – использование Интернет-пространства для вовлечения детей и молодежи в общероссийское природоохранное движение.

Ведущие: к.б.н. Рыхликова М. Е. – старший научный сотрудник Института экологического почвоведения МГУ, Ляндзберг А. Р. – руководитель Лаборатории экологии животных и биологического мониторинга СПбГДТЮ, Мартыненко И.А. – научный сотрудник факультета почвоведения МГУ.

План мастер-класса «Экологическое Содружество» – использование Интернет-пространства для вовлечения детей и молодежи в общероссийское природоохранное движение.

1. Телекоммуникационный проект «Экологическое Содружество» – Интернет-среда для экологического обучения, общения, совместной работы по охране природы российских образовательных учреждений и организаций.

Ведущая: Рыхликова Марина Евгеньевна, к.б.н., с.н.с. Института экологического почвоведения МГУ.

    2. Вода как один из важнейших компонентов среды обитания человека.

2.1. Существующая система контроля качества воды в естественных водоемах и водопроводных сетях  г.Москвы.
Место детских коллективов в системе мониторинга качества воды: возможности непрофессионалов, реальные направления поиска заказчиков и партнеров. Роль мониторинговых исследований в школьном образовательном процессе.

 2.2. Программа «Глоток жизни»: практическая природоохранная работа детей и молодежи на водоемах. Планирование и организация мини-проектов для школьников по изучению и охране водоемов (программа «Глоток жизни», организованная при поддержке  Программы РОЛЛ-2000, успешно реализуется в общероссийском масштабе с 2001 г.).

Ведущий: Ляндзберг Артур Рэмович, руководитель Лаборатории экологии животных и биологического мониторинга Санкт-Петербургского городского дворца творчества юных, координатор гидробиологического направления Проекта «Экологическое Содружество».

   3. Экологическое почвоведение для школьников. Почвы города Москвы. Основные типы антропогенных воздействий и нарушений почв. Вовлечение школьников в работу по охране почв города: возможные варианты организации полевых и лабораторных занятий и проектных работ.
Ведущая: Мартыненко Ирина Анатольевна, научный сотрудник факультета почвоведения МГУ.

   4. Резюме. Обсуждение мастер-класса и предложений по мини-проектам

Материалы мастер-класса:

Опыт создания и функционирования системы дистанционного экологического обучения школьников и повышения квалификации педагогических кадров

Обучение основам экологического почвоведения и практическая природоохранная работа в Российском телекоммуникационном проекте «Экологическое Cодружество»

Интервью с академиком Глебом Всеволодовичем Добровольским, директором Института экологического почвоведения МГУ

Биоиндикация состояния пресного водоема с помощью донных организмов.

Мастер-класс №3.

Российский Детский Телекоммуникационный Проект «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОДРУЖЕСТВО

Российский детский телекоммуникационный проект "Экологическое Содружество"

Мастер-класс №4.- 29 июня (10-00-17-00)
Тема: «Чистый город - с детьми и для детей» - опыт работы экологических кружков и администрации г.Пущино и «Мы в ответе за свой город» опыт работы молодежного центра.

Ведущие: к.б.н. Сапожникова Г. П. - к.б.н., эколог г. Пущино, Давыденкова С. В.- директор Молодежного центра г. Пущино.

План мастер-класса.
Мастер-класс №4а
" Чистый город - с детьми и для детей!" ( опыт социального партнерства при решении местных проблем).

Посвящен работе с детьми младшего и среднего школьного возраста
в летнее время (на школьных площадках, в детских домах, санаториях,
выездных лагерях) и во время учебного процесса по проблемам раздельного сбора бытовых отходов.
Дети  обучаются через разные формы: игровые, дискуссии, через  работу в группах, исследовательскую  и практическую работу.
Используется принцип: научился сам - научи другого, старшие дети работают  с малышами.
Ведущие: Сапожникова. Галина Павловна,
помогают-  Крылова Татьяна Васильевна и  Самкова Виктория Анатольевна.
Организации-участники обучения: Центр внешкольной работы «Иволга» г. Пущино, школа №3  г. Пущино и  Институт содержания  и методов обучения РАО.

1. Коммуникативные игры  на сплочение детского коллектива.
Знакомство с проблемой бытовых отходов   в диалоговой форме.
«Мусорная арифметика».
Игра командами «Все о нем».
Работа в группах – поиск решений проблемы (куда девать мусор и что лучше?).
2.  Практическая работа – «Вторая жизнь отходов» - изготовление куклы-оберега из старых и новых лоскутов.
Цель: Ноль отходов – миф или реальность?
Работа в группах – поиск  новых решений проблемы.
«Пятый сон Веры Павловны» – в прозе, стихах, частушках.
3.  Презентация о работе  с детьми   по раздельному сбору  ТБО в Пущино.
Раздача  методических рекомендаций для учителей – «Мусор – на части и нет напасти».

Мастер-класс №4б
" Мы в ответе за свой город" (опыт работы молодежного центра  г. Пущино)

Посвящен вовлечению ребят  старшего  школьного возраста в социальную жизнь города через  работы по сбережению тепла в домах, благоустройству микрорайонов города и  реставрацию экотропы. 
Ведущие:  Давыденкова Светлана Васильевна.
Помогают – Махортых Галина Петровна и Лукьянов Антон Михайлович
Организации-участники обучения: Молодежный центр г. Пущино, Социально-реабилитационный центр «Солнышко»,  Совет молодежи города Пущино.

1. Сообщение о направлениях работы центра.
Трудоустройство ребят
-  работа по организации сбора картонной тары в Институтах города Пущино
-  работа по проекту  «Мы в ответе за все» (партнерство с ИЦ НЖФ и ЦВР «Иволга»)
-  работа по сбережению тепла в домах и квартирах
2. Доклад-презентация по  организация  досуга подростков в рамках проекта Программы РОЛЛ.

Материалы мастер-класса:

«Чистый город - с детьми и для детей» - опыт работы экологических кружков и администрации г.Пущино
. Часть 1 | Часть 2 | Часть 3 | Часть 4 | Часть 5

«Мы в ответе за свой город» опыт работы молодежного центра.
О Фонде | Наши координаты | ©2005 Фонд "Устойчивое развитие"