• В начало • О фонде • Партнеры • Контакты • Программы Фонда | |
Проект «молодежь в городе – учимся быть полезными!» |
Мастер-классы, проведенные в рамках проекта «Молодежь в городе: учимся быть полезными!»
В рамках проекта «Молодежь в городе: учимся быть полезными!», который стал одним из победителей столичного Конкурса общественно значимых проектов, в июне 2006 г. в Московском Доме Общественных Организаций прошла серия мастер-классов для московских педагогов, воспитателей, руководителей школьных и молодежных кружков и клубов.
Мастер-классы проводили руководители лучших эколого-социальных проектов для школьников и молодежи, выполненных в регионах России в рамках международной Программы РОЛЛ.
Цель мастер-классов заключалась в передаче опыта инновационных технологий вовлечения молодежи в жизнь города, в общественно-полезную деятельность эколого- социальной направленности.
«Маленький человечек идет по тропинке. Чудесная бабочка села ему на плечо... Остановись! Не проходи мимо прекрасного! Экологические проблемы, которых становится все больше и больше, не разрешить без воспитания человека многогранного, понимающего и любящего природу, свой дом, род. Вы помогаете педагогам воспитать не пассивного созерцателя, а человека с активной жизненной позицией, умеющего жить в гармонии с окружающим миром…»
Это лишь один из отзывов в адрес авторов и преподавателей мастер-классов.Представители московских школ, колледжей, природных парков, детских центров из разных районов Москвы, музеев, городских СМИ прошли обучение и повысили свою эколого-педагогическую квалификацию. По результатам мастер-классов планируется разработка и реализация мини-проектов для образовательных учреждений г.Москвы, работающих со школьниками и молодежью, где подростки будут иметь возможность участвовать в проектах по сохранению природы города, изучению традиционной технологии природопользования.
В частности, в августе-сентябре участники мастер-классов из Государственного Дарвиновского музея, некоммерческого партнерства «Долина реки Куркино», школ Москвы №№520, 940, 34 , 173 уже запланировали использование методик обучения школьников и молодежи в своей работе.
Методические материалы и полученные навыки будут использованы ими в процессе работы с детьми - на экскурсиях, при разработке экологических троп, на семинарах, на уроках экологии, в работе естественно-научных кружков.Планы проведения и материалы мастер-классов.
Мастер-класс №1.-20 июня (10-00 -17-00)
Тема: "Познание природы должно быть пронизано творчеством и радостью!" Опыт внедрения комплексной междисциплинарной программы развития чувственно-эмоционального и патриотического развития детей (5-15 лет)(этно-, природо-терапия)».
Ведущая: Шпотова Т. В. - к.х.н., директор Центра экологического образования, г. Обнинск.План мастер-класса – "Познание природы должно быть пронизано творчеством и радостью!"
Ведущая: Шпотова Татьяна Викторовна
Организация: ОО Центр экологического образования (г.Обнинск)
20.06.2006-06-16Коммуникативные игры и демонстрация начала всех занятий с детьми
Рассказ об интеграции и "правилах" составления интегрированных
программ. Пример интегрированной программы "Дом" для работы с детьми
младшего и среднего школьного возраста.
Виды деятельности, предусмотренные программой "Дом": живопись,
лепка, чтение сказок, сценическое движение и сценическая речь,
театральная постановка, программа по экологии, написание рефератов,
Фестиваль сказок, конференция.
- Демонстрация детских работ по лепке и живописи
- Чтение сказок и Дневник чтения, постановка сказки
- Отдельные занятия по экологии
- Демонстрация детских рефератов.
Программа посвящена работе с детьми младшего и среднего школьного возраста в летнее время (на школьных площадках, в детских домах, санаториях, выездных лагерях). Дети будут обучаться разнообразным видам деятельности (играм, лепке из глины, живописи, театру и т.д.) в рамках интегрированной программы, "увязывающей" все эти виды деятельности между собой.Материалы мастер-класса:
Методические материалы по интегрированной программе для работы с детьми младшего школьного возраста. Шпотова Т.В.Мастер-класс №2.- 27 июня (10-00 -17-00)
Тема: Детское движение - Друзья Парков - вовлечение молодежи в природоохранную работу в зеленых зонах Москвы, пропаганду сохранения живой природы в черте города.
Ведущие: Книжникова Е. Б. – координатор Московской программы Эколого - просветительского Центра «Заповедники», Севрук Юлия - координатор Московской программы Эколого - просветительского Центра «Заповедники».План мастер-класса «Детское движение «Друзья заповедных островов» - вовлечение молодежи в природоохранную работу на московских особо охраняемых территориях и других зеленых островках, пропаганда сохранения живой природы в черте города и за его чертой.
Ведущие: Книжникова Елена Борисовна – координатор программы развития Движения «Друзей заповедных островов» Эколого-просветительского Центра «Заповедники»;
Севрук Юлия Андреевна – координатор московской программы Эколого-просветительского Центра «Заповедники»Знакомство
Компьютерная презентация «Друзья заповедных островов»
Как организовать детское движение (рассказ ведущего)
Создание инициативной группы
Планирование работы Группы Друзей ООПТ
Работа с ООПТ г. Москвы
Использование в работе программы учебного модуля «Мир заповедной природы»
Работа с ООПТ г. Москвы (анализ имеющегося у участников мастер-класса опыта, обмен опытом)
Какие виды сотрудничества с ООПТ возможны: организация городских экологических лагерей; социологические исследования на ООПТ; проведение экологических акций; экологические спектакли; работа со СМИ; (рассказ ведущего)
Разработка участниками мастер-класса мини-проектов.
организация городских экологических лагерей
социологические исследования на ООПТ
проведение экологических акций
экологические спектакли
работа со СМИ
Участники могут предложить свою тему для мини-проекта
Презентация участниками своих мини-проектов
Заключительное слово ведущегоМатериалы мастер-класса:
Настольная книга Друзей Заповедных островов.
Настольная книга ч.1 | Настольная книга ч.2 | Настольная книга ч.3 | Настольная книга ч.4
Программа "Мир заповедной природы"Мастер-класс №3.- 28 июня (10-00-17-00)
Тема: «Экологическое Содружество» – использование Интернет-пространства для вовлечения детей и молодежи в общероссийское природоохранное движение.Ведущие: к.б.н. Рыхликова М. Е. – старший научный сотрудник Института экологического почвоведения МГУ, Ляндзберг А. Р. – руководитель Лаборатории экологии животных и биологического мониторинга СПбГДТЮ, Мартыненко И.А. – научный сотрудник факультета почвоведения МГУ.
План мастер-класса «Экологическое Содружество» – использование Интернет-пространства для вовлечения детей и молодежи в общероссийское природоохранное движение.
1. Телекоммуникационный проект «Экологическое Содружество» – Интернет-среда для экологического обучения, общения, совместной работы по охране природы российских образовательных учреждений и организаций.
Ведущая: Рыхликова Марина Евгеньевна, к.б.н., с.н.с. Института экологического почвоведения МГУ.2. Вода как один из важнейших компонентов среды обитания человека.
2.1. Существующая система контроля качества воды в естественных водоемах и водопроводных сетях г.Москвы.
Место детских коллективов в системе мониторинга качества воды: возможности непрофессионалов, реальные направления поиска заказчиков и партнеров. Роль мониторинговых исследований в школьном образовательном процессе.2.2. Программа «Глоток жизни»: практическая природоохранная работа детей и молодежи на водоемах. Планирование и организация мини-проектов для школьников по изучению и охране водоемов (программа «Глоток жизни», организованная при поддержке Программы РОЛЛ-2000, успешно реализуется в общероссийском масштабе с 2001 г.).
Ведущий: Ляндзберг Артур Рэмович, руководитель Лаборатории экологии животных и биологического мониторинга Санкт-Петербургского городского дворца творчества юных, координатор гидробиологического направления Проекта «Экологическое Содружество».
3. Экологическое почвоведение для школьников. Почвы города Москвы. Основные типы антропогенных воздействий и нарушений почв. Вовлечение школьников в работу по охране почв города: возможные варианты организации полевых и лабораторных занятий и проектных работ.
Ведущая: Мартыненко Ирина Анатольевна, научный сотрудник факультета почвоведения МГУ.4. Резюме. Обсуждение мастер-класса и предложений по мини-проектам
Материалы мастер-класса:
Опыт создания и функционирования системы дистанционного экологического обучения школьников и повышения квалификации педагогических кадров
Обучение основам экологического почвоведения и практическая природоохранная работа в Российском телекоммуникационном проекте «Экологическое Cодружество»
Интервью с академиком Глебом Всеволодовичем Добровольским, директором Института экологического почвоведения МГУ
Биоиндикация состояния пресного водоема с помощью донных организмов.
Мастер-класс №3.
Российский Детский Телекоммуникационный Проект «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОДРУЖЕСТВО
Российский детский телекоммуникационный проект "Экологическое Содружество"Мастер-класс №4.- 29 июня (10-00-17-00)
Тема: «Чистый город - с детьми и для детей» - опыт работы экологических кружков и администрации г.Пущино и «Мы в ответе за свой город» опыт работы молодежного центра.Ведущие: к.б.н. Сапожникова Г. П. - к.б.н., эколог г. Пущино, Давыденкова С. В.- директор Молодежного центра г. Пущино.
План мастер-класса.
Мастер-класс №4а
" Чистый город - с детьми и для детей!" ( опыт социального партнерства при решении местных проблем).Посвящен работе с детьми младшего и среднего школьного возраста
в летнее время (на школьных площадках, в детских домах, санаториях,
выездных лагерях) и во время учебного процесса по проблемам раздельного сбора бытовых отходов.
Дети обучаются через разные формы: игровые, дискуссии, через работу в группах, исследовательскую и практическую работу.
Используется принцип: научился сам - научи другого, старшие дети работают с малышами.
Ведущие: Сапожникова. Галина Павловна,
помогают- Крылова Татьяна Васильевна и Самкова Виктория Анатольевна.
Организации-участники обучения: Центр внешкольной работы «Иволга» г. Пущино, школа №3 г. Пущино и Институт содержания и методов обучения РАО.1. Коммуникативные игры на сплочение детского коллектива.
Знакомство с проблемой бытовых отходов в диалоговой форме.
«Мусорная арифметика».
Игра командами «Все о нем».
Работа в группах – поиск решений проблемы (куда девать мусор и что лучше?).
2. Практическая работа – «Вторая жизнь отходов» - изготовление куклы-оберега из старых и новых лоскутов.
Цель: Ноль отходов – миф или реальность?
Работа в группах – поиск новых решений проблемы.
«Пятый сон Веры Павловны» – в прозе, стихах, частушках.
3. Презентация о работе с детьми по раздельному сбору ТБО в Пущино.
Раздача методических рекомендаций для учителей – «Мусор – на части и нет напасти».Мастер-класс №4б
" Мы в ответе за свой город" (опыт работы молодежного центра г. Пущино)Посвящен вовлечению ребят старшего школьного возраста в социальную жизнь города через работы по сбережению тепла в домах, благоустройству микрорайонов города и реставрацию экотропы.
Ведущие: Давыденкова Светлана Васильевна.
Помогают – Махортых Галина Петровна и Лукьянов Антон Михайлович
Организации-участники обучения: Молодежный центр г. Пущино, Социально-реабилитационный центр «Солнышко», Совет молодежи города Пущино.1. Сообщение о направлениях работы центра.
Трудоустройство ребят
- работа по организации сбора картонной тары в Институтах города Пущино
- работа по проекту «Мы в ответе за все» (партнерство с ИЦ НЖФ и ЦВР «Иволга»)
- работа по сбережению тепла в домах и квартирах
2. Доклад-презентация по организация досуга подростков в рамках проекта Программы РОЛЛ.