![]() |
|
• В начало • О фонде • Партнеры • Контакты • Программа Фонда | |
Р.О.Бутовский, Программный Директор Фонда «Устойчивое Развитие», доктор биологических наук
О.С.Фокин, Исполнительный Директор Фонда «Устойчивое Развитие»
Рациональное природопользование и гражданское общество в международных программах:
опыт грантовой программы РОЛЛ.Программа “Распространение опыта и результатов (РОЛЛ/ROLL)”, выполненная в период 1996-2006 гг. в виде двух фаз (РОЛЛ-1(1996-2000) и РОЛЛ-2000(2000-2006), является уникальным механизмом по продвижению и внедрению эффективных низко-затратных природоохранных проектов и укреплению партнерских отношений между различными экологическими организациями и регионами страны.
РОЛЛ задумывалась как грантовая программа, направленная на оказание содействия российским организациям в распространении успешных результатов экологических проектов среди других российских организаций, готовых тиражировать эти результаты в своих регионах. РОЛЛ выполнялся через Российское представительство американской некоммерческой организации Институт Устойчивых Сообществ (ИУС) и сеть Партнерских Региональных центров Поддержки РОЛЛ, работающих в 6 городах России с 1997 г. при финансовой поддержке Агентства США по международному развитию (АМР США).
В рамках Программы РОЛЛ (РОЛЛ-1 и РОЛЛ-2000) с 1996-2006 гг. было профинансировано более 470 проектов в 15 обычных и нескольких целевых Раундах на сумму свыше 10 млн. долларов США. Проекты были выполнены в 85 из 89 (или 95%) субъектов Российской Федерации. Подробную информацию о проектах можно получить на сайте ИУС (www.iscmoscow.ru) .Влияние РОЛЛ на экологическую ситуацию в стране
Деятельность программы РОЛЛ, осуществляемая на многих уровнях, была направлена на то, чтобы результаты проектов оказали существенное влияние на улучшение экологической ситуации в России. Основными достижениями можно считать следующие:
Расширение сотрудничества между различными секторами и между регионами Российской Федерации.Грантовая программа РОЛЛ была эффективным инструментом развития профессионального и социального партнерства, особенно на региональном и межрегиональном уровнях. Обмен информацией и создание и укрепление сетей имели решающее значение для достижения практических результатов природоохранными проектами. Один из компонентов проекта РОЛЛ был направлен на стимулирование процесса обмена информацией среди профессионалов, работающих в различных секторах. Дополнительно, РОЛЛ оказывал поддержку обмену практическими методологиями и информацией между сообществами, частным сектором и государственными организациями. РОЛЛ способствовал вовлечению сообществ в эффективное управление окружающей средой. Вместе с социальными партнерами (НПО, государственные и коммерческие организации, а также промышленные предприятия - работающие вместе для достижения общей цели), РОЛЛ способствовал распространению практического опыта в области охраны окружающей среды и рациональному, низкозатратному управлению природными ресурсами в Российской Федерации.
Улучшение информационных сетей распространения прогрессивных технологий, способствующих рациональному природопользованию в России. Программа РОЛЛ способствовала распространению прогрессивных технологий или подходов к рациональному использованию природных ресурсов и управлению окружающей средой. Были выявлены и распространены ряд демонстрационных проектов: экотуризм, экологический аудит, прогрессивные природоохранные технологии, интерактивные методы экологического образования, использование телекоммуникаций в области экологического образования, всероссийская сеть летних экологических лагерей, профессиональная сеть по оценке риска здоровью населения, ассоциация экологических видео-библиотек, сеть экологических юристов и общероссийское движение «Чистильщиков рек».
Расширение влияния проектов и обеспечение тиражируемого опыта ресурсами.Многие грантополучатели РОЛЛ изыскали дополнительное финансирование из других источников либо для расширения своих действий, либо для тиражирования своих успешных результатов в других регионах. Более 65% проектов продолжили работу после завершения финансирования от программы РОЛЛ. Кроме того, принципы и подходы РОЛЛ, включающие такие приоритеты, как тиражирование и формирование партнерских отношений, уже были адаптированы и применяются другими организациями-донорами, работающими в России, включая такие, как «Поддержка малых природоохранных программ-SEPS» , финансируемая Британским Советом, и проекты ВВФ, реализуемые на Дальнем Востоке.Примеры влияния проектов РОЛЛ-2000
Нами представлены лишь некоторые примеры влияния проектов РОЛЛ-2000 на экологическую ситуацию в стране.
Юридические и законотворческие инициативы. В этой категории было выполнено семь проектов, тиражирующих природоохранный опыт более чем в десяти регионах Российской Федерации.
Например, летом 2003 г. в Государственной Думе РФ были представлены результаты нескольких проектов РОЛЛ по экологическому страхованию в качестве аргументов для того, чтобы в ходе дебатов обсудить последствия принятия нового закона для развития бизнеса. По итогам проекта 7-072 в Башкортостане было оценено влияние факторов окружающей среды на производственные условия на заводах и были проведены мероприятия, способствующие улучшению условий труда рабочих.
Планирование и управление природопользованием. В этом направлении было профинансировано 28 проектов, которые могли быть объединены в группы: сохранение биоразнообразия, улучшение управления особо охраняемыми природными территориями, и развитие экологически-ответственного бизнеса.
Например, организация в промышленных масштабах выращивания клюквы на выработанных торфяниках (проект 6-220) одновременно позволила решить две задачи: восстановление ценных с точки зрения охраны биоразнообразия водно-болотных угодий и ослабление социальной напряженности в регионе.
Предотвращение и сокращение загрязнения окружающей среды.Программой РОЛЛ-2000 было профинансировано 26 проектов. Все эти проекты можно разделить на три подгруппы: 1) экологический мониторинг; 2) экологический аудит и экологический менеджмент; 3) внедрение низко-затратных технологий и подходов к управлению окружающей средой.
Проект 6-247 позволил использовать «фитонцидные растения» для очистки воздуха в помещениях и снизил бактериальную загрязненность в больницах, детских садах, школах и в заводских помещениях.
Оценка и управление риском здоровью населения. Каждый из пяти проектов РОЛЛ способствовал улучшению здоровья населения. Основные количественные результаты представлены в следующем виде:
- 350 детей из загрязненных свинцом районов Уральской области прошли специальный курс лечения;
- было обследовано и улучшено репродуктивное здоровье 4000 мужчин из промышленных городов Башкортостана;
- было обследовано 1200 детей из Нижнего Тагила, Байкальска, Ярославля, Клина и Чувашской Республики предрасположенных к заболеваниям, вызванным состоянием окружающей среды и было предложено адекватное лечение;
- более 50 детских садов в Новосибирске, орле, Томске и Южно-Сахалинске участвовали в проектах по оздоровлению воздуха в помещениях с помощью фитонцидных растений, что сопровождалось достоверным снижением заболеваемости детей;
- более 150 женщин из группы повышенного канцерогенного риска прошли курс лечения и реабилитации в 4 городах России.
Энергосбережение. С 2001 г. ИУС провел две Программы, связанные с энергосбережением – в Поволжском (16 проектов) и Дальневосточном Федеральном Округах (10 проектов). Эти проекты не только успешно достигли основной цели – энергосбережения и экономии ресурсов, но и имели и социально-экологическое значение.
В рамках этих проектов были выполнены работы по следующим основным направлениям:
- децентрализация теплоснабжения;
- переход на новые виды топлива;
- реконструкция котельных;
- внедрение технологий, способствующих снижению образования накипи на трубах;
- оптимизация теплоснабжения социально значимых объектов: школ, детских садов и больниц;
- модернизация систем уличного освещения;
Технологичность выполненных проектов позволила достаточно точно оценить экономический эффект от их внедрения: Так, ежегодное потребление газа снизилось на 1,704,000 кубических метров; потребление угля – на 1,600 т.; электроэнергии – на 1,300,000 кВт в час. В частности, в Поволжском Федеральном Округе общая экономия в результате выполненных 16 проектов составила $550,000 в год в рублевом эквиваленте. Ежегодное снижение газообразных выбросов составило 400 т, а накопление продуктов отжига снизалось на 550 т.
Развитие местных сообществ. На основе опыта работы по разным приоритетным направлениям (охрана окружающей среды и здоровья, энергосбережение, борьба с твердыми отходами, сертификация предприятий и др.) сотрудниками ФУР была разработана концепция «Устойчивое Развитие Модельных Сообществ на муниципальном уровне» и в 2005-2006 гг на основе этой концепции осуществлена Программа в разных регионах РФ на муниципальном уровне. На основе открытого конкурса и независимой экспертизы гранты были присуждены 10 консорциумам (комплексам проектов), включающим 34 проекта, в следующих регионах России: Московская область- г.Пущино, Нижегородская область- Семеновский район, Свердловская область- г.Невьянск, г.Кемерово, Республика Бурятия - Баргузинский , Иволгинский и Кабанский районы, Приморский край – пос.Терней, Хабаровский край. Целью этой Программы была поддержка Модельных Сообществ на муниципальном уровне: энергосбережение, развитие механизмов реинвестирования средств, полученных от внедрения энергосберегающих технологий, для решения таких важных взаимосвязанных социально-экономических проблем как улучшение здоровья населения и состояния окружающей среды, вовлечение населения и НПО в работу совместно с властью и бизнесом.
Для обеспечения открытости и положительных результатов проектов были разработаны конкретные измеряемые индикаторы их успешности и влияния на социально-экономические условия районов, здоровье населения, социальную сферу: объемы энергосбережения и сэкономленные средства; показатели здоровья населения, в первую очередь, детей; вовлеченное в работу по проектам население, особенно молодежь, и новые рабочие места; создание реально работающих механизмов реинвестиции сэкономленных средств; освещение проектов в СМИ и открытое распространение и тиражирование результатов проектов; сотрудничество государственных и неправительственных организаций с администрациями и бизнесом.
В результате осуществления этих комплексов проектов в Модельных Сообществах удалось достичь следующих результатов, которые были обсуждены на итоговой конференции с участием всех исполнителей проектов (НПО, бизнес, государственные организации) и представителей муниципальной власти:
- Энергосбережение позволило сократить использование традиционных топливных ресурсов (например, использование угля - за счет перевода котельных с угля на газ и за счет ремонта тепло- и энергосетей);
- Созданы механизмы коллегиального принятия решений по вопросам использования сэкономленных средств и их реинвестирования (Фонды Местных Сообществ - 4, существующие Экофонды - 2, Специальные целевые программы и фонды - 2, Решения администраций различного уровня - 2);
- Более 4 500 000 руб. было реинвестировано на социальные программы;
- На основе Комплексов проектов разработаны районные программы по энергосбережению и стратегии развития муниципальных образований;
- К работе привлечено более 1000 волонтеров, более 10 000 человек (молодежь) было привлечено для участия в решении муниципальных проблем (сбор мусора, уборка школьных территорий и городских парков), что позволило снизить криминогенную обстановку (в пригороде Хабаровска, где проводились проекты, приводы молодых людей в милицию сократились на 40%).
В указанных муниципальных образованиях, где осуществлялись комплексы проектов, выполнена одна из наиболее сложных задач Программы - создание открытых и прозрачных механизмов реинвестиции сэкономленных средств, проведение социальных мероприятий, установление диалога НПО, государственных структур, бизнеса и власти.
В Семеновском районе Нижегородской области в рамках проекта было разработано положение «О целевом бюджетном экологическом фонде Семеновского района», в котором заложен механизм реинвестирования средств в дальнейшее энергосбережение. Разработанное Положение утверждено решением Земского собрания Семеновского района. В смету формирования и расходования средств Районного Экологического Фонда Семеновского района на 2006 г. в разделе «Внедрение энергосберегающих технологий» заложены средства в сумме 280 тыс. рублей на приобретение и установку котла и перевод Фанерновской средней школы на отопление дровяным топливом.
В трех районах Республики Бурятия, где проводились Комплексы проектов, созданы Фонды Местных Сообществ как представительства Байкальского Фонда Местных Сообществ. В их функции входит проведение социальных проектов на сэкономленные средства, администрирование внебюджетных проектов, сотрудничество с администрациями для направления сэкономленных средств и привлечения средств от бизнеса на социальные нужды, содействие активному диалогу власти и общества.
В Тернейском районе Приморского края Глава Администрации подписал Распоряжение «О закреплении сэкономленных в образовательных учреждениях средств за отделом образования администрации Тернейского муниципального района» для выполнения социальных программ и работы с детьми.
В целевую районную программу по энергосбережению Невьянского района Свердловской области включено тиражирование моделей реинвестирования сэкономленных средств, созданных в рамках работы по комплексу проектов. Создан постоянно действующий и реально функционирующий механизм межсекторного взаимодействия – Координационный Совет при Администрации Невьянского района и впервые в районе проведен конкурс социальных проектов.
Опыт и уроки проведения международной программы РОЛЛ в разных регионах России показали:
- Развитие энергичного гражданского общества и вовлечение населения должны быть важными составляющими всех конкретных тематических проектов, выполняемых на муниципальном уровне;
- При этом важной основой успеха проектов являются «видимые» для населения конкретные результаты: улучшение условий жизни и здоровья, охрана окружающей среды, энергосбережение, развитие конструктивного диалога между разными секторами общества;
- Необходимо создание ясных и открытых механизмов реинвестиций сэкономленных средств на социальные нужды населения;
- Международное сотрудничество и распространение лучшего российского и зарубежного опыта является важным элементом поддержки российских государственных программ направленных на устойчивое социально-экономическое развитие страны на благо людей и рациональное использование природных ресурсов.
В заключении отметим, что опыт РОЛЛ положен в основу новой трехлетней Программы «Поддержки Развития Муниципальных Образований на территории Российской Федерации /Community Development Support Program» (2006-2009). Фонд «Устойчивое Развитие» (ФУР) планирует приступить к выполнению этой грантовой Программы в октябре-ноябре 2006 г. Программа намечена к реализации на Дальнем Востоке, в Байкальском регионе, на Северном Кавказе и в некоторых других регионах России при финансовой поддержке Агентства США по Международному Развитию (АМР США). Мы рассчитываем на помощь и поддержку Министерства Регионального Развития РФ в реализации этой Программы, направленной на комплексное развитие местных сообществ через поддержку муниципальных образований в решении экологических, экономических и социальных проблем.