• В начало • О фонде • Партнеры • Контакты • Программы Фонда | |
Программа Фонда Alcoa по устойчивому развитию и защите окружающей среды для России «В ответе за будущее» (2007-2008 гг.)
Общая информация о проекте
Краткая информация об организаторах конкурса
Фонд Аlcoa – глобальная благотворительная финансовая организация, осуществляющая инвестиции в социальную сферу в тех странах и на те территории, где находятся предприятия Alcoa, которое является мировым производителем первичного алюминия, алюминиевых изделий и глинозема; производит и продает потребительские товары под торговыми марками Reynolds Wrap, Alcoa, Baco. Гранты Фонда Alcoa направляются на нужды местных сообществ.
Фонд «Устойчивое Развитие» (ФУР) – независимый, неправительственный, некоммерческий российский фонд, созданный с целью реализации программ, нацеленных на решение эколого-социальных проблем на местном уровне и поддержку процесса социально ответственного развития территорий Российской Федерации. Миссия ФУР - объединение усилий всей секторов общества для реализации конкретных проектов, направленных на устойчивое развитие территорий и местных сообществ.
Москва 2007
Программа фонда Alcoa по устойчивому развитию и защите окружающей среды для России «В ответе за будущее» (2007-2008 гг.) реализуется Фондом Alcoa и российскими предприятиями Alcoa (БКМПО, Самарский металлургический завод, CSI Vostok) совместно с российским партнером – Фондом «Устойчивое Развитие».
Цель Программы – поддержка устойчивого развития партнерских территорий в России, включая содействие охране окружающей среды в трех муниципальных образованиях – Самаре, Белой Калитве и пос. Любучаны (Чеховский район Московской обл.) через просветительскую работу с молодежью и поддержку местных общественных организаций.
Программа состоит из 3-х компонентов: (1) анализ проблем развития территорий с целью привлечения заинтересованных сторон в их решение; (2) внедрение экологических образовательных программ в партнерских школах и детских образовательных учреждениях; (3) проведение грантового конкурса проектов, содействующих устойчивому развитию, с предоставлением поддержки местным НКО и детским образовательным учреждениям.
Главная стратегия Программы – объединение ресурсов местных сообществ для устойчивого развития. Весь процесс обучения, составления и реализации собственных проектов способствует включению молодежи в активную природоохранную работу и открывает для школьников новые возможности поиска единомышленников в своих сообществах и новые жизненные горизонты.
Основные партнеры Программы – школы Белой Калитвы и Самары – участники предыдущего образовательного проекта Фонда Алкоа, который выполнялся российскими подразделениями компании Алкоа и Музеем Энди Уорхола. Школьники, получившие техническое оборудование в рамках этого проекта, успешно используют новые компьютерные технологи в самостоятельной работе. Задача данной Программы – вовлечение молодых активистов в новые общественно полезные проекты для своих сообществ.Компонент 1. Анализ проблем и привлечение заинтересованных сторон для их решения.
В рамках первого компонента был проведен опрос 186 респондентов в трех регионах (целевая группа: учителя, родители, школьники, НКО, администрация) на тему: «Социально-экологические проблемы и оценка потребностей в области охраны окружающей среды и устойчивого развития территорий Самары, Белой Калитвы и пос. Любучаны». Цель опроса: выявить мнение лиц, принимающих решения, и представителей малого и среднего бизнеса на местах о наиболее актуальных проблемах устойчивого развития территорий для проведения целевых проектов в рамках программы с привлечением общественных организаций, учителей школ и школьников.
Анализ результатов опроса целевых групп выявил следующие первоочередные проблемы в каждом направлении устойчивого развития:
- социальные проблемы: отсутствие или недостаточность досуговых центров для детей и молодежи;
- экономические: безработица, невозможность найти работу по специальности;
- экологические: несанкционированные свалки, в т.ч. в природных и рекреационных зонах;
- здоровья: увеличение числа курильщиков (в т.ч. женщин и несовершеннолетних).
Наиболее острая проблема для всех территорий – экология и экологическая культура.
По результатам выявленных на территориях проблем были сформулированы приоритетные тематики для разработки проектов в рамках компонента 3 Программы.Компонент 2. Внедрение образовательных программ для партнерских школ и НКО в муниципальных образованиях.
Обучение учителей, педагогов дополнительного образования, детей и молодежи в городах Самаре, Белой Калитве и поселке Любучаны принципам охраны природной среды и устойчивого развития на основании образовательных программ и практических общественно-полезных мероприятий, апробированных в 1999-2006 гг. во многих регионах Российской Федерации в рамках Российского детского телекоммуникационного проекта «Экологическое Содружество» (Институт экологического почвоведения МГУ) и проекта «Чистый город с детьми и для детей» (Отдел образования и Отдел по делам молодежи и общественности г. Пущино Московской области).
- В марте-апреле 2007 г. в рамках программы была проведена серия мастер-классов для школ и учреждений дополнительного образования специалистами из МГУ, Санкт-Петербурга, г.Пущино. В обучении приняли участие учителя и учащиеся из 21 школы: семи школ Самары, девяти школ Белой Калитвы, трех школ Чеховского р-на Московской обл. Всего обучение прошли 52 педагога, 62 школьника 5-10-х классов.
Тематика обучения охватывает следующие спектры природоохранной деятельности:
- исследование и охрана водоемов, стандарты качества воды, основные виды загрязнителей и их влияние на здоровье человека, химические и биологические методы контроля состояния водоемов;
- сохранение биологического разнообразия, охрана редких видов, участие школьников в общероссийских исследованиях и природоохранной работе по темам: «Первоцветы», «Редкие растения моего края», «Планета насекомых», «Наши пернатые друзья», «Заповедник просит о помощи»;
- исследования и охрана почв, антропогенно-преобразованные почвы, возможные направления изучения почв со школьниками, сохранение почвенных ресурсов;
- управление отходами и устойчивое развитие поселений, участие в этой работе школ и учителей;
- организация работы школ и учреждений дополнительного образования в рамках Российского телекоммуникационного проекта «Экологическое Содружество».
Пятнадцать наиболее активных коллективов получили от имени Фонда Alcoa ранцевые химические полевые лаборатории для определения качества воды и почвы (производство фирмы «Крисмас+»); школьники и учителя прошли обучение работе с тест-комплектами.
В летний сезон 2007 г. проводились школьные мини-проекты по результатам обучающего компонента программы: гидробиологические исследования и охрана водоемов (13); мониторинг наземных экосистем (4); исследование проблем сбора и утилизации отходов (7); исследование памятников природы и охраняемых территорий (6); исследование состояния почв – экологическое почвоведение (5); исследования «Первоцветы» (2) и «Редкие и исчезающие растения моего края» (10); энтомологические наблюдения (3); орнитологические наблюдения (6).
Компонент 3. Проведение грантового конкурса проектов, реализуемых среди местных НКО в сотрудничестве с партнерскими школами.
В соответствии с планом программы, в этот же период около 60 представителей муниципальных образовательных и общественных организаций местных сообществ прошли обучение на тренингах-семинарах по написанию заявок на финансирование собственных проектов, способствующих устойчивому развитию территорий, в рамках объявленного в рамках Программы конкурса.
Приоритетные направления проектов:
- вовлечение населения в мероприятия, направленные на устойчивое развитие территорий; благоустройство и озеленение дворов и улиц местных сообществ и природных территорий местного значения (парков, зеленых зон, зон отдыха, памятников природы, мест расположения летних эко-лагерей);
- экологическое образование подростков и взрослого населения; организация и проведение молодежных акций в защиту природы;
- разработка и реализация новых программ: доступного познавательного досуга, здорового образа жизни и воспитания толерантности у школьников; проведения эко-лагерей для подростков; создания школьных экологических бригад и групп социальной помощи;
- внедрение местных общественно полезных проектов и инициатив в рамках молодежной политики, направленных на устойчивое развитие территорий; возрождение наставничества.